Рождественский пост

      

< Вернутся назад


      

< Вернуться на главную


 

Посты – Божественное средство очищения души

 

Перед самыми большими праздниками церковь уста­новила посты, чтобы лучше подготовить нас к их встрече.

Пост - это «божественное установление для души», время душевного и телесного воздержания, усиленной мо­литвы, говения, воздержания от развлечений, легкомысленных книг и некоторых видов пищи.

Все благочестивые и богобоязненные люди встречают пост с радостью, хотя находятся и такие, которые при одной мысли о посте сетуют, по словам Спасителя, «помрачающее лица свою» (Мф. 6; 16). Это происходит от непонимания важности поста в деле спасения души. Че­ловек говорит: «Какая разница Богу, что я буду есть?», при этом забывая, что «возраст» поста измеряется от жизни праотца Адама и Евы в раю. «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь ... » (Быт. 2; 16-17). Поэтому посту свойственна изначальная Богоустановленность.

Посты бывают разные. Существуют аскетические по­сты, которые не ограничиваются временем. Как правило, это посты длиной в жизнь. Так постился, к примеру, свя­той пророк Иоанн, Предтеча Господень, а также многие преподобные и праведники нового времени. Цель таких постов - способствовать духовному росту подвижника, достижению им ангeлоподобного состояния. Такие посты накладываются на себя подвижниками по обету Богу или по благословению духовника.

А есть посты, ограниченные временем Они устанав­ливаются Церковью либо для особого поминовения памятных событий, либо для сугубого предуготовления ве­рующих к встрече великих праздников.

Все праведники постились: Моисей пробыл у Господа (на Сионе) сорок дней и сорок ночей, не ел хлеба и не пил воды (Исх. 34; 28). Давид изнурил душу свою постом (Пс. 34; 13).В Новом Завете Сам Иисус Христос поведен был Духом в пустыню и там сорок дней и сорок дней и сорок ночей Он ничего не ел (Лк. 4; 1-2).

Пост – это воздержание, а воздержанный человек имеет больше времени и усердия обращаться к Богу. Пост является лучшим средством очищения от грехов и спасения души.

Следует  помнить еще одно - держащему строгий пост нельзя гордиться этим перед не постящимся. Пре­подобный Ефрем Сирин, постник и отшельник, большую часть своей жизни проведший в пустыне, говорил; «Луч­ше есть и благодарить Бога, нежели не есть и осуждать ядущих и благодарящих Господа».

Для начала следует выбрать себе пост умеренной тя­жести. Преподобный Иоанн Лествичник, игумен горы Синайской, в ответ на наставления Евагрия при появле­нии желания еды изнурять себя хлебом и водой, говорил: «Предписывать это - то же, что сказать малому отроку, чтобы он одним шагом вошел на самый верх лестницы».

Пост - всестороннее воздержание, молитва - всестороннее богообщение; тот снаружи защищает, а эта изнутри устремляет на врагов всеоружие огненное. Постника и молитвенни­ка издали чуют бесы и бегут от него далеко ...

Возьмись только за молитву и пост - и враг тотчас уйдет и на стороне будет выжидать слу­чая, как бы опять вернуться, и действительно возвращается, как только оставлены бывают пост и молитва.

Святитель Феофан Затворник.

 

Церковью определены следующие посты:

1. Великий пост или Святая Четыредесятницa, пред­варяющая Праздников Праздник - Светлое Воскресение Христово, или Святую Пасху.

Продолжается семь недель. Каждая из них посвящена особо почитаемым святым. Седьмая неделя - Праздник Входа Господнеro во Иерусалим. Седмицa 7 -я - Страстная (в воспоминание о страданиях Христа Спасителя).

2. Рождественский пост определен перед праздни­ком Рождества Христова. Начинается он с 15 ноября (28 ноября н. ст.). Поскольку в этот день отмечается па­мять апостола Филиппа, Рождественский пост часто на­зывают Филипповым постом. Продолжается 40 дней.

3. Успенский пост. Это очень строгий пост перед праздником Успения Божьей Матери. Продолжается две недели - с 1 августа (14 августа н. ст.) по 14 августа (27 ав­густа н. ст.).

 

4. Апостольский или Петровский пост. Он опреде­лен перед праздником святых апостолов Петра и Павла. Начинается через неделю после дня Святой троицы и длит­ся до 29 июня (12 июля н. ст.). Не имеет точной продол­жительности, т.к. зависит от времени празднования Пас­хи. Соответственно длительность его изменяется в пределах от шести недель до недели и одного дня.

Однодневные посты:

1. Рождественский сочельник - день перед Рож­дeства Христовым - 24 декабря (6 января н. ст.). Это день самого строгого воздержания за весь период Рожде­ственского поста (существует даже народный обычай «не есть до первой звезды»).

2. Богоявленский сочельник - день перед Крещением Господним - 5 января (18 января н. ст.).

3. Память Усекновения главы святого пророка Иоанна Предтечи - 29 августа (11 сентября н. ст.).

4. Праздник Воздвижения Креста Господня. Пост установлен в силу благочестивой традиции постами отме­чать праздники Кресту Господню в воспоминание крест­ных страданий Господа нашего Иисуса Христа - 14 сен­тября (27 сентября н. ст.).

5. Среда и пятница каждой недели.

Среда и пятница установлены в знак того, что в среду Христос был предан Иудой, а в пятницу распят. Святой Афанасий Великий говорил: «Разрешая есть скоромное в среду и пяток, сей человек распинает Господа».

В летний и осенний мясоеды (периоды между Пет­ровым и Успенским постами и между постами Успенским и Рождественским) среда и пятница - дни строгoгo по­ста. В зимний и весенний мясоеды (от Рождества до Ве­ликого поста и от Пасхи до Троицы) Устав разрешает в среду и пятницу есть рыбу. Рыба в среду и пятницу разрешается и когда на эти дни выпадают праздники Сретения Господня, Преображения Господня, Рождества Бо­городицы, Введения Богородицы во храм, Успения Пресвятой Богородицы, Рождества Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, апостола Иоанна Богoслова.

Если праздники Рождества Христова и Крещения Гос­подня попадают на среду и пятницy, то пост в эти дни отменяется. В навечерие (канун) Рождества Христова (обычно день строгого поста), которое пришлось на суб­боту или воскресенье, разрешается пища с растительным маслом.

 

Но будем помнить, что пост телесный без поста духовного, ничего не приносит для спасения души, даже наоборот, может быть и духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного / превосходства. Истинный пост связан с молитвой, покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренени­ем злых дел, прощением обид, с воздержанием в супружеской жизни, с исключением увеселительных и зрелищ­ных мероприятий (в том числе просмотра телевизора). Пост не цель, а средство смирения плоти и очищения от грехов. Без молитвы и покаяния пост является всего лишь диетой.

 

Первоначально Рождественский пост длился у од­них христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года, состоявшемся при константино­польском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле, всем христианам было положено соблюдать пост перед великим праздником Рождества Христова со­рок дней.

Антиохийский патриарх Вальсамон писал, что «сам святейший патриарх сказал, что, хотя дни этих постов (Успенского и Рождественского) не определены прави­лом, понуждаемся, однако, последовать неписаному цep­ковному преданию и долженствуем поститься от 15 дня ноября».

Рождественский пост - последний многодневный пост в году, он начинается 15 ноября (28 ноября н. ст.) и продолжается до 25 декабря (7 января н. ст.), длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыреде­сятницей, так же, как и Великий пост. Так как заговенье на пост приходится на день памяти св. апостола Филиппа (14 ноября ст. ст.), этот пост называют Филипповым.

Рождественский пост - зимний, ан служит освяще­нию последней части года и является таинственным обнов­лением духовного единения всех православных христиан с Богом и приroтовлением к празднованию Рождества Хри­стова.

Рождественский пост установлен для того, чтобы каж­дый ко дню Рождества Христова очистил себя покаяни­ем, молитвою и постом, дабы с чистым сеpдцeм, душой и телом благоговейно встретить явившегося в мир Сына Бо­жия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему свое чистое сердце и желание следовать Его учению.  

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, столь же строги, как и в Петров пост. Кроме того, в понедельник, среду и пятницу Рожде­ственского поста уставом запрещаются рыба, вино и доз­воляется принимать пищу без масла только после вечер­ни. В остальные же дни - во вторник, четверг, субботу и воскресенье - разрешено принимать пищу с раститель­ным маслом.

Рыба во время Рождественского поста разрешается в субботние и воскресные дни, а также во время великих праздников (Введение во храм Пресвятой Богородицы, храмовые праздники, дни великих святых), если эти дни;

приходится на вторник или четверг. Если же праздник приходится на среду или пятницу, то разрешение поло­жено только на вино и елей.

С 20 по 25 декабря (по старому стилю), в сочельник, пост усиливается и рыба не благословляется даже в суб­боту и в воскресенье. Между тем, именно на эти дни при­ходится празднование гражданского Нового года, и пра­вославным христианам надо быть особенно собранным, чтобы весельем, употреблением спиртных напитков и раз­нообразной пищи не нарушить строгость поста.

Постясь телесно, в то же время необходимо поститься и духовно. «Постящеся, братие, телесне, постимся и духовне, разрешим всяк союз неправды», - заповедует Святая Церковь.

Пост телесный без поста духовного ничего не прино­сит дал спасения души. Наоборот, он даже может быть духовно вредным, если человек, воздерживаясь от пищи, проникается сознанием собственного превосходства из­-за того, что он постится. Истинный пост связан с молитвой И покаянием, с воздержанием от страстей и пороков, искоренением злых дел, прощением обид, воздержанием от супружеских обязанностей, исключением увеселитель­ных и зрелищных мероприятий. Пост не цель, а средство, которое помогает смирить свою плоть и очиститься от грехов. Без молитвы и покаяния пост становится всего лишь диетой.

 

РОЖДЕСТВЕНСКИЕ СВЯТКИ

 

Рождественскими святками называются двенад­цать дней до праздника Крещения Господня. По право­славной традиции в эти дни принято посещать святые места, жертвовать бедным, навещать больных, а также просто ездить в гости, обязательно с подарками. Обычай дарить на Рождество подарки восходит к событиям Виф­леемской ночи, когда Богомладенцy волхвами были принесены дары - золото, ладан и смирна. J

В эти дни на Руси традиционными были народные гулянья. Повсюду происходили шествия ряженых, кото­рые, заходя во двор, пели и плясали, восхваляя Христа и Божию Матерь. Тот хозяин, во двор которого зашли ря­женые, давал им еду-питьё или небольшое подаяние. Не подать ряженому считалось грехом. В ряженых обычно рядились нищие или дети. Также было принято днём ка­таться на санях, а вечером, у печи, Слушать рассказы стар­ших о Рождестве Христовом.

 

      

< Вернутся назад


      

< Вернуться на главную


       
       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ:

АНТОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ДЕТЕКТИВА БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА ВЕСТЕРН ГАДАТЕЛЬНЫЙ САЛОН
ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ И СПАСИ ДЕЛА АМУРНЫЕ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ МИСТИКИ КОЛЫБЕЛЬНАЯ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ ЛЮБОВЬ И РАЗЛУКА МАЛ СОВЕТ
МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПИРАТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ В ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ ШЕРЛОК И СЫЩИКИ

Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги....
По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com; Наш Skype: Позвонить.