Православный словарь

      

< Вернутся назад


      

< Вернуться на главную


Православный словарь

Теперь стоит сказать несколько слов о встречающих­ся в книге понятиях, чтобы облегчить ее восприятие.

***

Апостолы (от греч. apostolos - посланец) - двенад­цать учеников Христовых, призванных Христом для того, чтобы они были с Ним, возвещали вместе с Ним Еванге­лие и изгоняли бесов (Мк. 3; 14), говорили от Его имени (Мк. 6,".6 - 13). Христос наделил апостолов своею властью: «Принимающий вас Меня принимает, а принимающий Меня принимает пославшего Меня» (Мф. 10; 40). В силу этой власти апостолы после Воскресения Христова и со­шествия на них Святого Духа (Пятидесятница) стали во главе христианской церкви. Согласно Евангелию от Мат­фея (10; 2.), к числу апостолов относятся Петр, Андрей, Иаков Зеведеев, Иоанн, Филипп, Варфоломей, Фома, Мат­фей, Иаков Алфеев, Леввей, прозванный Фаддеем (по Еван­гелию от Луки, Иуда Иаковлев), Симон Кананит и Иуда Искариот.

 

*** 

Бессребреник - святой, прославившийся своим бес­корыстием, отказом от богатства ради своей веры. Представление о бескорыстии как необходимом элементе святости опирается на евангельский рассказ о юноше, который V хотел последовать Христу, но смутился, когда Он сказал ему: «Пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, неся крест» (Мф. 10; 21). Поскольку «сокровище на небесах» означает спасение, то бескорыстие и бессребреничество могут рассматриваться как подвиг.

 

***

Благоверный - разряд святых из князей и монар­хов, прославившихся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры.

Почитание отдельных князей и монархов как святых определяется особыми отношениями между Богом и мо­нархом как устроителем земной жизни, судьей и хранителем закона, кoтopый поставлен на трон Вседержитeлeм.

 

***

Блаженный - эпитет, который в России, начиная с XIX века, стали прилагать к святым, почитаемым у католиков, в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей, а посему признается Православной Церковью (ср. блаженный Августин, блаженный Иеро­ним Стридонский, блаженный Феодорит Киррский и т. д.). В древней Руси наименование «блаженный» прилагалось к святым, отличавшимся особой благостностью, а поз­же - к юродивым.

 

***

Великомученики - мученики, особо чтимые Цер­ковью как претерпевшие особенно тяжелые и продолжительные мучения и проявившие при этом чрезвычайную, твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых церковью мучеников происходит в результате формирования общецерковного почитания мучеников и подчеркивает всеобщность поклонения им. Службы великомученикам отличаются особой торже­ственностью.

 

***

Месяцеслов - указатель памятей святых по дням года с отсылками к определенным евангельским или апос­тольским чтениям, прилaгaемый к Евангелию или Апосто­лу. В качестве отдельной книги месяцеслов может состоять

из кратких житий, расположенных в порядке годового круга, совпадая в этом случае с синаксарем. Месяцесловы могут также содержать тропари и кондаки святым.

 

***

Минея - богослу­жебная книга Православной Церкви, содержащая служ­бы годового круга. Обычно полная минея состоит из две­надцати книг (по числу месяцев), которые могут быть сгруппированы по четвертям года или полyгoдиям. Тек­сты в минеях располагаются согласно богослужениям дневного круга - вечерни, утрени и т.д. В них содержат­ся стихиры, каноны, кондаки и икосы Господ­ским И Богородичным праздникам и отдельным святым с привязкой к дням года.

 

***

Мученик - древнейший разряд святых, прославляе­мых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру.  

Мученики своей добровольной смертью за веру за­свидетельствуют силу данной им благодати, превратившей страдания в радость. Тем самым они свидетельствуют о победе Христа над смертью и о своем усыновлении Хрис­ту, т.е. о реальности царствия Небесного, достигнутого ими в мученичестве. Вместе с тем, мученичество - это следование путем Христовым, повторение страстей и ис­купительной жертвы Христа.

 

***

Преподобномученик - мученик, принадлежащий к числу монашествующих. Наряду со священномучениками, преподобномученики не составляют особого лика святых, но относятся к разряду мучеников.

Поскольку монашество развивалось, в основном, пос­ле окончания гонений на христиан, в древние времена преподобномучеников не было. Появились они с распро­странением монашества - как в Византии (например монахи, пострадавшие от гонений императоров - иконоборцев), так и в Персии, и в других странах.

На Руси преподобномученики появились еще в киев­ский период (например, преподобномученик Кукша, инок Киевопечерекого монастыря, проповедовавший вятичам и убитый ими в 1113 г.). Среди русских преподоб­номученников можно указать и на ряд святых иноков, замученных католиками (например, Афанасий Брестский (ум.1648 г.) или Галактион Вологoдский (ум. 1613 г.)).

 

***

Преподобный - чин святых, подвиг которых за­ключался в стяжании «совокупности совершенств», люб­ви, монашеского подвижничества.

 

 

***

Пророк - чин святых, почитаемых христианской церковью как провозвестников воли Божией. Пророк ­это лицо, говорящее от имени Бога, сообщающее народу Божьи слова. эти слова могут быть как пророчеством в узком смысле, т. е. предвозвещением будущего, так и на­ставлением или утешением. В Св. Писании подчеркива­ется, что пророки призываются Богом, т. е. пророчество всегда выступает как дар, избрание свыше, а не как реше­ние самого пророка о своей судьбе.

 

***

Равноaпocтольный - наименование святых, особо прославившихся блaгoвествованием Евангелия и обраще­нием народов в христианскую веру. В Православной Церк­ви наименование равноапостольных прилагается к св. Ма­рии Магдалине как общение апостолов, св. первомученице Фекле (ученица апостола Павла, обратившая в христиан­ство множество язычников в Селевкии Исаврийской), св. Аверкию, епископу Нерапольскому (ум. ок. 200 г.), свя­тым Константину и матери его Елене, святым Кириллу и Мефодию, просветителям славян, святым князю Владими­ру и княгине Ольге, крестившим Русскую землю, св. Нине,

просветительнице Грузии, св. Николаю, архиепископу Япон­скому. В русском богослужении равноапостольные Кирим и Мефодий, а также равноапостольный великий князь Вла­димир особо вспоминаются во время литургии и за них вынимается восьмая частица из девяти чинной просфоры.

 

***

Священномученик - мученик, принадлежащий к священному чину: священническому или епископскому. Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучени­ками. Также как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной про­сфоры. К известным священномученникам относятся Кли­мент, папа римский, пострадавший при императоре Тра­яне, Игнатий Богоносец, епископ антиохийский, Киприан, епископ карфагенский и др.

 

 

***

Соборы святых - празднование памяти одновременно многим святым как определенному сообществу, совместно предстоящему Богу. Первым празднованием I такого рода, давшим образец для всех последующих, был

Собор двенадцати апостолов (30 июня). Этот праздник известен в Восточной Церкви с V-VI вв. Наряду с ним в православном календаре отмечается Собор семидесяти апостолов (4 января) и Собор вселенских учителей и свя­тителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста (30 января).

 

***

Страстотерпец - наименование христианских му­чеников, которое может прилагаться ко всем мученикам, претерпевшим страдание во имя Христа Преимуществен­но же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не от гонителей христи­анства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, ковар­ства, заговора Соответственно, в данном случае подчерки­вается особый характер их подвига - беззлобие и непротивление Bpaгaм. Так, в частности, нередко именуют­ся святые мученики Борис и Глеб, св. Цaревич Аимитрий.

 

***

Чудотворец - эпитет, прилагаемый к святым, осо­бо прославившимся даром чудотворения, заступникам, к кoтopым прибегают в надежде на чудотворное исцеление и т. д. Чудотворцы не являются особым чином святых, поскольку, в принципе, все святые обладают даром чудотворения, а обязательным условием канонизации являются засвидетельствованные чудеса.

 

***

Юродивый - чин святых подвижников, избравших особый подвиг юродства, т. е. облик безумия, принимаемый ими ради «поругания миру», полного отвержения ченнос­тей мирской жизни и служения Христу через свидетель­ствование о внеположности Христова пути мирской муд­рости и мирскому величию.

Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожения гордыни; способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми; сми­ренное приятие поношений и побоев как следование Хри­сту; обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих; ночные тайные молитвы при возможно неблaгoчестии днем и т.д.

 

 

 

 

      

< Вернутся назад


      

< Вернуться на главную


       
       

Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

НАВИГАЦИЯ ПО САЙТУ:

АНТОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ДЕТЕКТИВА БИБЛИОТЕКА ШКОЛЬНИКА ВЕСТЕРН ГАДАТЕЛЬНЫЙ САЛОН
ГОСПОДИ ПОМИЛУЙ И СПАСИ ДЕЛА АМУРНЫЕ ЖЕНСКАЯ МАГИЯ ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ МИСТИКИ КОЛЫБЕЛЬНАЯ СКАЗОЧНОЙ СТРАНЫ ЛЮБОВЬ И РАЗЛУКА МАЛ СОВЕТ
МИР ПРИКЛЮЧЕНИЙ ПИРАТЫ ПУТЕШЕСТВИЯ В ДАЛЬНИЕ СТРАНЫ ШЕРЛОК И СЫЩИКИ

Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги....
По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com; Наш Skype: Позвонить.